Золотые слова от одного из лучших басистов нашей страны - Антона Давидянца.
-------------------------------------
#TopZvuk #bass
Пост про бас-гитарные школы.
Ok, все-таки пора мне запустить серию ответов на самые популярные вопросы со стороны огромного количества начинающих бас-гитаристов. Это существенно сэкономит мое время, ибо отвечать индивидуально каждому я уже не в состоянии. Зато сейчас можно уделить полчаса для того, чтобы написать исчерпывающий ответ и в последствии отсылать к нему пытливых молодых музыкантов. Наиболее распространенным из вопросов является следующий: «Здравствуйте! По каким школам вы занимались? Какие школы можете посоветовать для развития импровизации, грува, знания гармонии, техники (и так далее, и тому подобное) ?»
И вот я каждому начинаю объяснять, что сам никогда в жизни не занимался по школам.
И сейчас постараюсь подробно объяснить, почему.
Да, сразу же хочется заметить, что мои мысли по данному поводу не являются истиной в последней инстанции. Они только лишь основаны на личном опыте, ошибках и достижениях, общении с великими мастерами и начинающими музыкантами, и моих наблюдениях.
Я действительно никогда не занимался на бас-гитаре по каким-либо школам. Ни нотным материалам, ни видео выпускам.
Единственная видео школа, которую я посмотрел с большим интересом (и она действительно была для меня полезной) - это работа великого Жако Пасториуса «Modern Electric Bass» 1985 года.
Во-первых, действительно полезная и ценная она по причине того, что на момент создания школы еще не было того огромного количества видео уроков, мини-уроков (с разборами какого-то одного приема) и прочих подобных материалов, которые сейчас террабайтами заполоняют youtube. А во-вторых, потому что Жако был первым бас-гитаристом в мире, поднявшим технику и выразительность электрического баса на уровень, который был недоступен до него никому.
Да простят меня музыканты, я хочу совершенно открыто и честно заявить следующее (тем самым лишив себя работы на будущее, но лгать и брать за это деньги я не могу): любая школа - это тупо бизнес и больше ничего. ЛЮБАЯ!
Объясню почему.
Основным моментом является то, что за полтора или два часа невозможно научить ничему.
Многие ошибочно полагают, что посмотрев школу начнутся какие-то качественные и, важно заметить, быстрые изменения в сторону развития техники игры. На самом деле не стану отрицать, что любая школа может дать толчок к развитию! Но это скорее благодаря тому, что вы смотрите на своего кумира и во что бы то ни стало стремитесь добиться похожего звучания. То есть школа способна промотивировать вас на достижение желаемого результата. Но не научить :)
Таким образом школа может являться одним из тысяч дополнительных источников информации и вдохновения, но никак не единственным помощником в развитии игры.
В процентном соотношении школу можно определить как 0.000000000001% того, что вам действительно поможет. Как бы пугающе не выглядела данная цифра. Подсчет приблизительный, конечно, и выполнен «в уме» :)
А вот прослушивание и анализ записей мастеров поможет как нельзя лучше!
Да, кстати. Возвращаясь немного назад, хочу рассказать вам одну историю. Это к вопросу «лгать и брать за это деньги я не могу». Мне не так давно предложили делать большую серию коротких уроков. В среднем по 5-7 минут. Они должны были представлять собой примерно следующее: Урок первый - постановка рук, как правильно сидеть на стуле, как правильно держать бас-гитару и т. д. Урок второй - звукоизвлечение. Урок третий - упражнения на развитие левой руки. Четвертый - разбор и демонстрация приемов hammer on и pull off. Ну и так далее.
Можно было бы все это отснять и спокойно продавать данные packages.
Но совесть взыграла в итоге и я отказался :) Потому что я не могу брать деньги с людей, если понимаю, что такой детский сад (на мой субъективный взгляд, конечно) никому не поможет.
Жако никогда не спрашивал, что такое pull off. И ему не нужна была школа, чтобы добиться столь фантастического уровня игры. Его не интересовал теппинг и слэп. Его интересовала, собственно, музыка. И это самый верный подход в обучении.
Я лично общался с огромным количеством действительно выдающихся бас-гитаристов, таких как Hadrien Feraud, Linley Marte, Dominique Di Piazza, Gary Willis, Federico Malaman и многими-многими другими на тему того, как они начинали постигать бас.
Да что говорить, не обязательно с ними общаться лично. Достаточно посмотреть интервью или мастер-класс, например, Richard Bona. Он вам там расскажет, что вырос в африканской деревне, играл на гитаре, потом послушал Жако Пасториуса, снял две струны с гитары и превратил ее в бас. Опять же, школ у него там не было никаких. Денег не было вообще. Он просто много слушал.
Вот что самое важное - слушать! Все эти люди, упомянутые мной в списке выше, слушали и анализировали. И так же делал я всегда. Если мне что-то нравилось, я задавал себе вопрос - а почему так круто у него (или нее) звучит? И тут открывается целый комплекс направлений, по которым можно пойти в развитии. Это вам не какой-то задрипанный никому не нужный «лик» тэппингом, который вы никогда в жизни не сможете применить на практике. Одни на кухне сможете сыграть, да. На диване там. Но не в музыке.
По этой же причине я никогда не играл упражнения. Я играл то, что пригодится мне непосредственно на практике - лады, фразы, всяческие ритмические фигуры. И вполне должно быть очевидно, что все это в то же самое время является для вас и упражнениями тоже! Вы одновременно развиваете свои мышцы и свою голову. А не только мышцы левой руки, играя какого-нибудь «паучка».. Времени тратите столько же, а вот эффект в два раза больше!
И поверьте мне на слово, так же делали все крутые виртуозы и выдающиеся музыканты.
А вот когда вы послушаете, еще очень важно играть живьем! Играть с музыкантами. Желательно с теми, чей уровень выше вашего. Тогда вам будет к чему тянуться. Будут примеры, подталкивающие вас на развитие. Дающие вам пинок.
Не на диване играть с минусами, подчеркиваю, годами! А именно живьем с другими живыми музыкантами. Впрочем, я бы предпочел с некоторыми мертвыми поиграть, но это уже другая история :)
Честно говоря, хочется написать больше, но сейчас уже 7.50 утра в Москве и пойду-ка я спать :)
Подводя итоги хочу снова обратить внимание на ключевые моменты.
Слушайте как можно больше разной музыки! Не гонитесь за отдельными техническими приемами. Не тратьте время на зубрежку отдельных приемов.
Анализируйте игру мастеров и пытайтесь понять почему именно так здорово у них звучит тот или иной прием, та или иная идея.
Подходите к вопросу комплексно.
От всей души желаю всем удачи и успехов на этом нелегком пути становления музыканта!
P. S. Возможно, потом дополню, потому что есть еще что сказать.